Нижегородский метрополитен

В 1970 году московские проектные институты Метрогипротранс и Гипрокоммундортранс по поручению Госплана СССР разработали технико-экономическое обоснование сооружения в городе Горьком метрополитена как наиболее скоростного, комфортабельного и удобного вида транспорта.

Сентябрь 1973 года принес разрешение на проектирование первой очереди метро, а в Октябре 1973 года проектировщики московского института Метрогипротранс приступили к разработке проекта первой очереди метрополитена в городе Горьком. Главным инженером проекта был Рыжов В.А.

В ноябре 1975 года выполнен технический проект первой очереди Горьковского метрополитена, а 15 июля 1977 года Советом министров СССР принято постановление о строительстве метрополитена в г. Горьком и 17 декабря 1977 года началось строительство метрополитена – была забита первая свая в котлован ст. Ленинская.

Памятный знак на месте забитой первой сваи в котлован станции "Ленинская"

Горьковский метрополитен создан указанием МПС 30 июля 1984 года.

В сентябре 1984 года образовано Управление Горьковского метрополитена.

Строительство первой очереди метрополитена (ст. Московская – ст. Автозаводская) протяженностью 9,6км. проходило с декабря 1977 года по август 1987 года.

Коллектив метрополитена начал формироваться в сентябре 1984 года под руководством Завгороднего Бориса Михайловича.

Первых машинистов подготовила Горьковская дорожно-техническая школа. Стажировка машинистов, дежурных по станции, электромехаников проводилась на Ленинградском, Московском и Харьковском метрополитенах.

Организации, которые помогали готовить метрополитен к открытию:

  • Трест ГорьковТИСИЗ – выполнение буровых, опытных и гидрогеологических работ;
  • Горьковгражданпроект – координация всех проектных работ по архитектурному оформлению станций метро;
  • Промстройпроект, Горьковская проектная мастерская – архитектурные решения оформления станций;
  • завод «Красное Сормово» - создание самодвижущейся опалубки для возведения свода из монолитного бетона.

В Феврале 1985 года издан приказ Министерства путей сообщения о мерах по обеспечению пуска первой очереди горьковского метрополитена.

В сентябре из Москвы в Горький прибыли первые три электропоезда.

19 ноября 1985 года состоялся торжественный митинг, посвященный пуску первого участка Горьковского метрополитена – Московская-Пролетарская.

20 ноября 1985 года началось регулярное движение поездов на первом участке.

9 августа 1987 года было открыто регулярное движение поездов на участке Пролетарская - Комсомольская.

20 декабря 1989 года введен в эксплуатацию участок Комсомольская - Парк Культуры.

20 декабря 1993 года введен в эксплуатацию участок Сормовской линии Московская - Бурнаковская.

9 ноября 2002 года введена в эксплуатацию станция Буревестник Сормовской линии.

Станция метро "Буревестник"

С 1 июня 2007 года образовано предприятие МП «Нижегородское метро».

К 2008 году строительство метромоста переходит среднюю фазу и идет на финальную прямую. Возведены опоры и возводятся секции одна за другой.

К лету 2008 года перед взором нижегородцев и гостей города предстал во всем своем величии почти завершенный метромост, который по планам будет запущен как автомобильный в 2009 году и как метромост - в 2011. Начата подготовка к строительству путей в сторону ст. м. Горьковская. Сама

станция будет возводиться как только чиновники уладят все формальности с коммуникационными узлами в районе стройки и ГИБДД. Завершение строительства и запуск в эксплуатацию запланировано к 2011 году.

В сентябре 2008 года началась сборка тонелепроходческого щита "Lovat", мост был поднят на последнюю опору, строительство движется к завершающей стадии.

Летом 2009 года было начато строительство оборотных тоннелей для Сормовско-Мещерской линии метро. Это необходимо для создания движения поездов по отделенной от автозаводской линии.

В течение всего 2010 года продолжалось строительство станции Горьковская. Тоннели пройдены и достраиваются для обеспечения движения поездов. Ориентировочная дата открытия метро в нагорной части Нижнего Новгорода - середина 2012 года.

В феврале 2011 года впервые официально заговорили о перспективах Сормовской ветки метрополитена. Так, было принято решение выделить из горбюджета средства на выполнение проекта обоснования инвестиций по строительству ветки метро от станции "Буревестник" (Московский район) до ул.Щербакова (центр Сормово, Сормовский район). Наиболее перспективным признан вариант прокладки метро наземным путем с использованием существующей железнодорожной ветки, как наименее затратный.

Разработка инвестиционного проекта займет 6 месяцев, а стоимость составит 20 млн. рублей. Были отправлены запросы в управление ГЖД, поскольку рассматриваемая политиками железнодорожная ветка находится в федеральной собственности.

В марте 2011 года пришел ответ из ГЖД с тем, что передача в муниципальную собственность участка железной дороги на станции Варя и перегоне Починки – Варя (Сормовский район, Нижний Новгород) возможна только на основании решения министерства транспорта Российской Федерации. Таким образом железной дороге было положено сохранить грузовую и пассажирскую работу до станции Варя. В результате администрация города поручила создать рабочую группу для взаимодействия с ГЖД и другими заинтересованными сторонами по данному вопросу и разработать до конца года детально просчитанные обоснования для использования нужного участка под метро с участием всех заинтересованных сторон.

В течение всего 2011 года на будущей станции метро "Горьковская" работы не прекращались и велись с учетом запланированного графика при постоянном финансировании из федеральных, городских и областных средств. В августе стало известно, что архитектурный проект будущей

станции метро уже разработан и находится в стадии доработки мелких замечаний. Становится известно, что в основе дизайна "Горьковской" лежит концепция птицы буревестника. Разработчики проекта уверяют, что их вдохновила «Песнь о буревестнике» Максима Горького, разумеется, не как революционное произведение, а как символ веры в светлое будущее.

4 ноября 2012 года состоялось торжественное открытие станции "Горьковская".

 

Контакты:

секретарь: 8(831)245-57-80

факс: 8(831)245-58-09

официальный сайт: http://metronn.ru